ПОИСК ПО САЙТУ введите свой запрос в строку ниже

Акция! Распродажа! Дисконт!

При заказе товара по цене выше 500 рублей доставка по Минскому району БЕСПЛАТНО

 Производитель в Беларуси
Производитель в Беларуси Производитель в Беларуси РЕЖИМ РАБОТЫ 09.00-21.00            
БЕЗ ОБЕДА И ВЫХОДНЫХ
 
ДОСТАВКА: 1 руб/км от МКАДа до участка, минимальная доставка 40 руб.
УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ НА ЭКСПОРТ - FXW (Инкотермс 2010)

Координационные планы проверок. Проверка по экологии.

Что проверяет проверка из Инспекции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (ПРиООС)?

Здесь мы расскажем о том, что и как проверяет проверяющий по экологии. Крайне рекомендуем вам обращаться за помощью в подготовке необходимых документов в организации специализирующиеся на разработке природоохранных документов и знающих в этом толк. Итак, приступим!

Плановая проверка по инспекции природных ресурсов включает проверку требований законодательства в области:

  • обращения с отходами
  • выбросов в атмосферный воздух
  • водопотребления и водоотведения
  • охраны растительного и животного мира.

 Как происходит плановая проверка?

 Для начала проверяющий по экологии обычно изучает наличием всех необходимых документов на вашей организации.  Затем исследует организацию и сверяет данные в разработанных документах с фактическими наблюдениями.

Небольшое замечание: О необходимости заполнения журналов помнят почти все, а вот про ежегодные документы забывают. Особое внимание обратите на ежегодные отчеты, проведение ежегодной инвентаризации по отходам.

Пробежимся по каждому из разделов экологии и опишем перечни документов. По ходу поясним, что подразумевается под этими вопросами.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами:

  1. разрешение на хранение и (или) захоронение отходов производства;
  2. инструкция по обращению с отходами производства;
  3. документация по инвентаризации отходов производства (точнее, приказы, титульный лист и сам акт инвентаризации);
  4. нормативы образования отходов производства;
  5. приказ по предприятию о назначении должностных лиц, ответственных за ведение первичного учета отходов, общего учета отходов, обращение с отходами;
  6. первичный (ПОД-9) и общий (ПОД-10) учета отходов (в том числе ртутьсодержащих);
  7. состояние оборудованных мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;

Из опыта экологических проверок.

Обычно на этом вопросе проваливаются большинство организаций. Какое же должно быть состояние оборудованных мест?

  • все места должны быть подписаны (табличка с подписью наименования и кода отхода)
  • в контейнере с бытовыми отходами, не должно находится отходов, которые можно переработать
  • все места хранения должны быть на том месте, где они обозначены на карте временного хранения отходов. Даже если отходов этого типа нет, место должно быть организовано и подписано.
  • отходы должны хранится так, как написано в инструкции по отходам (например: бумага в тюках, бытовой мусор в металлическом контейнере и т.п.)

          8. договора с организациями-собственниками объектов захоронения, использования, обезвреживания отходов;
          9. проверка фактических объемов хранения отходов производства;

          10. проверка соответствия фактических объемов хранения отходов производства допустимому количеству накопления отходов производства, установленному в инструкции по обращению с отходами и данным книг учета;

Из опыта экологических проверок.

Фактические объемы хранения не должны превышать одну транспортную единицу. Данные объемы рассчитываются и указываются в приложении к  инструкции по обращению с отходами производства. И, когда в ней написано, что отходы бумаги и картона - 20 кг - то в этом месте временного хранения не должно лежать более 20 кг, иначе....

          11. проверка состояния мест временного хранения отходов и объектов хранения отходов, соответствие их расположения карте-схеме временного хранения отходов, приведенной в инструкции;

Из опыта разработки инструкции по обращению с отходами. Порядка 20% организаций не следят за соответствием расположения мест временного хранения, указанных в инструкции.

         12. свидетельство о регистрации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению отходов в реестре объектов по использованию, обезвреживанию либо захоронению отходов;

         13. проверка выполнения предписаний, акты предыдущих проверок;

         14. журнал регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства, оформление сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

         15. документация, подтверждающая регистрацию сделок по отчуждению отходов производства;

Регистрация сделок нужна тем, кто будет передавать отходы в собственность другой организации, которая не зарегистрирована в реестре по использованию, хранению, обезвреживанию и захоронению отходов.

         16. государственная статистическая отчетность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;

Отчет подается ежегодно до 20 января за отчетный год (ранее до 15 января).

         17. наличие заключений о классе опасности отходов производства для отходов, класс опасности которых не указаны в Классификаторе отходов, образующихся в РБ;

         18. наличие инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля, ведение журнала инструктажей по ПЭК, проведение проверок в рамках ПЭК.

        19. Реализации на организации Указа президента №313.

Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной вод:

  1. разрешение на специальное водопользование, государственный акт на обособленное водопользование, договора на забор воды из водопроводной системы и на сброс сточных вод в систему коммунальной канализации;
  2. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной водных ресурсов;
  3. проверка состояния, использования и охраны источников питьевого водоснабжения, соблюдения установленных режимов хозяйственной и иной деятельности в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. Наличие бездействующих и незатампонированных скважин;
  4. проверка состояния и эффективности работы сооружений по очистке сточных вод, соблюдения условий сброса сточных вод, влияния сточных вод на состояние водных объектов;
  5. проверка проведения водоохранных мероприятий, заданий по строительству и вводу в эксплуатацию водоохранных объектов и совершенствованию методов и технологий очистки сточных вод;
  6. проверка соблюдения лимитов водопотребления и водоотведения, ведения учета использования вод, наличие и состояние приборов и оборудования для учета потребления и сброса вод, ведения журналов учета водопотребления и водоотведения и качества вод (ПОД-6, ПОД-7, ПОД-8);
  7. проверка наличия на предприятиях потенциальных источников загрязнения подземных вод и выполнение на этих объектах мер по защите подземных вод;
  8. проверка наличия режимной сети наблюдательных скважин за состоянием подземных вод;
  9. проверка режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
  10. проверка соблюдения правил эксплуатации  водохозяйственных систем, водохранилищ, прудов;
  11. проверка данных о выполнении мероприятий, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов, охрану вод, предотвращение аварийных (залповых) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, и использование выделенных на эти цели средств;
  12. проверка выполнения предписаний по актам предыдущих проверок.

  Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства за использованием и охраной земель, растительного мира, лесов и ландшафтов:

  1. соблюдение законодательства об охране и рациональном использовании земель;
  2. соблюдение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
  3. выполнение правил рекультивации нарушенных земель;
  4. выполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной и ветровой эрозии или других процессов разрушения, иных вредных воздействий;
  5. соблюдение требований законодательства по недопущению разжигания костров в запрещенных местах;
  6. ведение учета объектов растительного мира;
  7. наличие плана месторасположения объектов растительного мира;
  8. наличие рабочего дневника учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий;
  9. обеспечение сохранности объектов растительного мира и осуществление их содержания и воспроизводства;
  10. соблюдение порядка удаления древесно-кустарниковой или иной растительности, не входящей в государственный лесной фонд;
  11. охрана среды произрастания объектов растительного мира, в том числе проведение противопожарного и санитарного благоустройства территорий, включая оборудование мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов;
  12. приказ по предприятию о назначении ответственных лиц за использованием и охраной земель, растительного мира.

   Вопросы для проверки соблюдения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха, озонового слоя:

  1. наличие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдение особых условий;
  2. акт инвентаризации, проект нормативов допустимых выбросов;
  3. наличие положений о структурных подразделениях, в компетенции которых находится вопросы охраны атмосферного воздуха;
  4. порядок осуществления производственного и ведомственного контроля;
  5. порядок эксплуатации, технического состояния и использования газоочистного оборудования;
  6. наличие зарегистрированных паспортов;
  7. технические отчеты испытаний газоочистных установок инструментальными методами;
  8. ведение отчетности №1-ОС (воздух)
  9. ведение учета по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3,ПОД-4,ПОД-5,ПОД-11.
  10. Наличие приказов (распоряжений) о назначении должностных лиц, ответственных за охрану атмосферного воздуха, эксплуатацию, обслуживание и ремонт сооружений по очистке выбросов, ведение учета, составление отчетности;
  11. Выполнение конкретных мероприятий по снижении выбросов;
  12. Выполнение требований Постановления Минприроды №63 от 14.05.2007 г (соблюдение правил контроля за мобильными источниками);
  13. Соблюдение требований Инструкции по обращению с озоноразрушающими веществами;
  14. Соблюдение лицензионных требований и условий (при наличии лицензии);
  15. Выполнение ранее выданных предписаний;
  16. Наличие постановлений на приостановку хозяйственной деятельности и возмещения вреда окружающей среде (если были).

Что же  делать, если же Вы нашли себя в списке проверок, а каких-то документов у Вас не хватает?   

Постарайтесь максимально быстро разработать документы и подать на согласование. Вероятнее всего, если Ваши документы находится на согласовании в комитете, то проверку Вам перенесут чуть попозже. За это время Вы успеете подготовится более основательно.

Резюмируем:

На что стоит обратить внимания при подготовке к плановой проверке по экологии:

  • организацию мест сбора отходов производства (сбор отходов производства должен быть организован раздельно по видам отходов, каждый контейнер должен быть подписан наименованием отхода, который в нем содержится). Места хранения отходов должны совпадать с местами, обозначенными на карте-схеме хранения отходов приложенной к Инструкции.
  • убедитесь, что объем отходов, размещенный на местах хранения, не превышает объема одной транспортной единицы (данный объем указан в Инструкции).
  • убедитесь, что в контейнерах и на площадках размещения располагаются только те отходы, которые могут там находиться (не допускается размещение вторичных ресурсов в контейнерах для отходов жизнедеятельности).
  • проверьте, чтобы на территории предприятия были организованы все места для сбора отходов, указанные в Инструкции, даже если какой-то вид отходов не успел образоваться.
  • не допустите наличие на территории предприятия случайной свалки мусора.
  • проходя по территории предприятия удостоверьтесь, что Вы не увидели мест розжига костров в неположенных местах, проливов ГСМ на открытые участки земли.
  • обратите внимание на артезианские скважины – первый пояс должен быть огорожен, должна стоять пломба.
  • при наличии на Вашем предприятии газоочистной установки, убедитесь, что на ней висит инструкция по эксплуатации, имеются отверстия для отбора проб воздуха, но обязательно закупоренные.
  • источники выбросов должны быть пронумерованы.

Если Вы обнаружили виды отходов производства, не указанные в инструкции, или новые места хранения отходов – Вам обязательно нужно разработать новую инструкцию по отходам. Так же если Вы обнаружили новые источники выбросов, Вам обязательно нужно разработать новый Акт инвентаризацию выбросов и согласовать оба этих документа в территориальных органах Минприроды.

Еще раз о необходимых документах, убедитесь в наличии всех природоохранных документов на Вашем предприятии.

Перечень наиболее распространенных документов:

  • Инструкции по обращению с отходами производства
  • Разрешения на хранение и захоронение отходов производства
  • Акта инвентаризации отходов производства
  • Журнал регистрации сопроводительных паспортов
  • Регистрация сделок по отчуждению
  • Инструкция по организации производственного контроля
  • Акта инвентаризации источников выбросов и ПДВ
  • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ
  • Паспорта на газоочистные установки
  • Наличие плана расположения объектов растительного мира, ведение дневника
  • Разрешение на специальное водопользование
  • Заполненные журналы ПОД
  • Заполненные формы статистической отчетности
  • Соблюдение требований предписаний по результатам ранее проведенных проверок
  • Экологический паспорт предприятия

Особое внимание уделите наличию приказов руководителя о назначении должностных лиц за природоохранную деятельность на предприятии.

И помните перечень природоохранных документов устанавливается индивидуально для каждого предприятия в зависимости от специфики его работы.

Источники: www.ecolog.by www.instr.deal.by www.eneca.by

Координационные планы проверок

О предстоящей проверке предприятия той или иной проверяющей службой можно проверить на сайте Комитета государственного контроля РБ